ООО"Авиаконсалт"
Среда, 15.01.2025, 23:51
» Меню сайта
» Категории каталога
Мои статьи [117]
Начало » Статьи » Мои статьи

Что нужно знать об аудите
Что нужно знать об аудите

Конференция на тему «Все, что нужно знать об аудите»

— Я пришла работать на фирму в конце прошлого года, поэтому еще не успела досконально изучить все участки учета, которые достались в наследство от предыдущего бухгалтера. Сейчас мне предстоит аудиторская проверка, но времени на перелопачивание всей первички нет. Не подскажете, где наводить порядок в первую очередь, так как разобраться по полной программе я не успеваю? Наталия, г. Подольск

На самом деле вам и не нужно перетряхивать бухучет «по полной программе». Дело в том, что просматривать «сплошняком» ваши проводки аудиторы не будут. Они всегда проверяют выборочно. А выбирают только существенные для фирмы операции. То есть, аудитор отберет документы, во-первых, по наиболее характерным действиям. Во-вторых, по операциям на существенные суммы. Поэтому в первую очередь вам нужно перепроверить те участки бухучета, на которых учтены операции, являющиеся для фирмы «становым хребтом». Например, если ваша организация занимается торговлей, то проверять нужно расчеты с поставщиками и покупателями товаров, по транспортным расходам, связанным с доставкой и пр.

— Должна ли некоммерческая организация (благотворительный фонд) проводить обязательный аудит? Елена, г. Новосибирск

Должна. Закон об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. № 119-Ф (ст. 7) устанавливает, что ежегодный обязательный аудит необходимо проводить в фондах, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

— Здравствуйте. Я работаю директором небольшой промышленной фирмы в городе Мытищи. Мы бы хотели пригласить аудиторов, но полная аудиторская проверка – для нас слишком дорогостоящее удовольствие. Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь еще варианты? Игорь Владимирович

Вероятно, ваша фирма под обязательный аудит не подпадает. В рамках инициативного аудита вовсе необязательно заказывать полную проверку. Часто достаточно консультации по отдельным вопросам или контроля за определенными участками учета. Например, аудиторам можно поручить проверку учета основных средств и амортизации, или порядка формирования себестоимости. В этом случае специалисты проведут сплошную ревизию всех операций по отдельному участку, что практически нереально сделать при общем аудите.
Большой популярностью пользуется аудит налоговых рисков. В его рамках специалисты проверяют расчеты по налогам, правильность составления налоговых деклараций, своевременность их сдачи в инспекцию. Это похоже на выездную налоговую проверку, ведь аудиторы следуют методикам инспекторов. Цель такой консультации: подготовить фирму к встрече с контролерами.

— Наша организация подлежит обязательному аудиту. Я было составила список аудиторских фирм, в которые можно обратиться, но директор решил привлечь индивидуального аудитора, которого ему расхвалили друзья-коллеги. Причем завтра он собрался подписывать договор, чтобы на неделе уже приступить к проверке. Я этим расстроена, мне кажется, что у фирм больше ресурсов для проведения качественного аудита (а такой в моих интересах – хочу проверить себя). Но директор уперся: мол, проверка у фирмы стоит дороже. Где-то читала или слышала, что обязательный аудит – прерогатива аудиторских фирм и «одиночки» его проводить не могут. Это так? Марина, гл. бухгалтер

Действительно, обязательный аудит проводят только аудиторские организации. Так сказано в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Причем это ограничение уже прошло проверку в Конституционном Суде, который счел его соответствующим Основному закону и права индивидуальных аудиторов не ущемляющим.
И кстати: проведение проверки индивидуальным аудитором само по себе еще вовсе не означает, что она будет более низкого качества, чем «фирменный» аудит. Впрочем, аудитор, который собирается заключать договор о проверке, на проведение которой у него нет полномочий, вряд ли окажется добросовестным.

— Наша организация применяет УСН. Можем ли мы включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, затраты на ведение бухучета специалистами аудиторской организации? И. Сальников, г. Одинцово

Можете. Подпунктом 15 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса разрешено включать в расходы аудиторские услуги. Статья 1 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указывает, что аудиторские компании могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Их перечень установлен пунктом 6 статьи 1 Закона об аудите. В частности, к ним относятся и услуги по постановке, восстановлению и ведению бухучета, составлению отчетности.

— Что обязательно должно быть написано в договоре на проведение аудита? Мария, Москва

В договоре с аудиторами должны быть прописаны существенные условия, предусмотренные статьей 432 Гражданского кодекса. Иначе договор сочтут незаключенным. Для договора аудита существенные условия – предмет договора, стоимость услуг, а также сроки выполнения работ. Предмет соглашения нужно оговаривать как можно точнее, поскольку это одно из наиболее важных условий. Аудит бывает разных видов: бухгалтерской отчетности, налоговых обязательств, юридический аудит, аудит себестоимости продукции и т. д. Поэтому в договоре лучше указать, какой именно вид аудита заказывает организация и какие именно аспекты учета должна проверить аудиторская фирма.
Как показывает практика, цену в договорах обычно указывают следующими способами: прописывают общую сумму, которая включат в себя весь объем работ; предусматривают стоимость отдельных этапов работ или устанавливают расценки за час работы аудитора.
В договоре также указывают, когда начинается и когда заканчивается аудиторская проверка (ст. 708 ГК) или же сроки завершения отдельных этапов работ. Без этого аспекта договор будет считаться незаключенным. Это подтвердили судьи Поволжского и Восточно-Сибирского округов (постановление ФАС Уральского округа от 11 августа 2005 г. № Ф09-2522/05-С4; постановление ФАС Поволжского округа от 2 июля 2002 г. по делу № А55-1100/02-36).

— Добрый день. Наша организация приглашала аудиторов, хотя и не обязана это делать. Теперь у нас есть их заключение. Должны ли мы включить аудиторское заключение в состав годовой отчетности? Марина, г. Челябинск

Проведя необязательный аудит и получив аудиторское заключение, фирма может включить его в состав в годовой отчетности, а может не включать. Формально наличие у вас аудиторского заключения никакого значения для инспекторов не имеет. Оно не влияет ни на решение о проведении проверок, ни на отношение к самой фирме и ее отчетности.
Однако на практике бывает и по-другому. Если по результатам аудиторской проверки предприятие сдаст уточненные расчеты, самостоятельно погасит недоимку и перечислит пени, то инспектор поймет, что в этой компании уже ничего интересного для проверяющих нет.
Возможна и другая ситуация. Иногда результаты аудиторской проверки показывают, что предприятие переплачивало налоги. Тогда компания может сдать уточненные расчеты, которые покажут, что бюджет должен фирме. В этом случае, как правило, налоговой проверки не избежать. В такой ситуации у руководства есть выбор: либо выдержать проверку и вернуть суммы переплаченных налогов, либо оставить все как есть, но с этого момента не допускать подобных ошибок.

— Нужно ли указывать в договоре с аудиторами, какие документы фирма предоставляет для проверки? Елена Н.

Чем больше информации фирма предоставит аудиторам, тем достовернее будет результат проверки. Аудиторы проводят проверку на основании тех документов, которые им дала фирма. Поэтому если документов будет недостаточно, то аудиторы не отвечают за качество результата проверки. Такой позиции придерживаются и некоторые суды (постановление ФАС Московского округа от 21 января 1999 г. по делу № КГ-А40/3534-98). Чтобы зафиксировать, какие именно документы аудиторы должны получить от фирмы, можно составить перечень документов и приложить его к договору.

— Наша компания привлекает аудиторов для проведения проверки. Но мы хотели бы дополнить договор с ними условием о возмещении ими убытков, которые могут возникнуть из-за последующего взыскания налоговых санкций. Можем ли мы поставить такое условие в договор? Ирина, главбух

Закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ предусматривает имущественную ответственность аудиторов. А стороны гражданского договора (договора на оказание аудиторских услуг в нашем случае) имеют полное право включать в договор любые условия, не противоречащие законодательству. Поэтому условие о возмещении убытков от наложения взыскания налоговой службой после аудиторской проверки будет законным. Подробнее о пределах ответственности аудиторов читайте в журнале «Расчет» за февраль текущего года на странице 86.

— Аудиторы, которые проверяют достоверность нашей отчетности, по налоговым вопросам часто занимают откровенно пробюджетную позицию, причем даже по таким вопросам, по которым в нашем округе сложилась судебная практика в пользу налогоплательщиков. Как будто бы работают на налоговую инспекцию. Может быть, они просто плохо разбираются в налогах и потому ориентируются на разъяснения налоговой инспекции? Надежда, гл. бухгалтер

Скорее всего, дело в другом. Оценивая достоверность отчетности, аудиторы стремятся свести к нулю риск ошибиться, поскольку несут ответственность за результаты своей работы, да и репутацией своей дорожат. Необходимо им убедиться и в достоверности той строки баланса, по которой вы показываете задолженность фирмы по налогам и сборам. А ее они оценивают в том числе и с точки зрения величины налоговых рисков, которые есть у фирмы. Вдруг они таковы, что, приди инспекторы с проверкой, фирма не сможет дальше продолжать свою деятельность.
Представьте, что аудиторы не обратили внимания на эти риски и подтвердили отчетность. А затем к вам пришли из налоговой и насчитали такую сумму недоимки пеней и штрафов, что заплатить ее целиком ваша фирма просто не в состоянии. Все, что у нее есть, инспекторы взыскали в счет уплаты начисленного налога. Даже если они не правы и вам удастся доказать свою правоту в суде, то когда это еще будет – судебные разбирательства могут длиться годами. Тем временем деятельность организации надолго окажется парализованной, а учредителям придется попрощаться если не с вложенными в дело деньгами, то как минимум с дивидендами. Поэтому аудиторы и стремятся «перестраховаться», исходя из худшего варианта развития событий.

— Скажите, какие подготовительные мероприятия нужно провести бухгалтеру накануне аудиторской проверки? Без подписи

Подготовку можно условно разделить на три этапа. Во-первых, наведите порядок в первичных документах, которые относятся к существенным для вашей фирмы операциям (на большие суммы сделок или по основному виду деятельности). Во-вторых, проведите инвентаризацию. Особое внимание уделите документальному оформлению ее результатов. Содержание документов должно убедить аудитора, что инвентаризация проводилась по существу. В-третьих, закройте отчетный период и сформируйте проект отчетности.

Конференция на тему «Все, что нужно знать об аудите» состоялась на сайте www.buhnews.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: aviaconsalt (26.05.2007)
Просмотров: 649 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 1
1 terrell  
0
:(

Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа
» Поиск по каталогу
» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2006Сделать бесплатный сайт с uCoz